От исправности тормозной системы в автомобиле напрямую зависит ваше благополучие как водителя, сохранность авто и жизнь всех пассажиров. Регулярной заменой тормозных колодок сервис тормозов не ограничивается. Давайте разберемся, почему.
Как работает тормозной диск
В современном автомобиле на одну или обе оси устанавливаются дисковые тормоза. Дисковый тормоз – наиболее эффективная система передачи тормозного усилия на колесную пару, устойчивая к износу, нагрузкам, и максимально отказоустойчивая. Передача усилия на колодки в системе дискового тормоза строго линейна даже при значительном износе дисков и колодок – в отличие, например, от барабанного тормоза.
Тормозной диск вращается вместе с колесом. При нажатии тормоза гидравлическая система сжимает тормозные колодки перпендикулярно плоскости диска, зажимая его в суппорте. От степени сжатия зависит, какое усилие прилагается к диску. Пока усилие сжатия меньше, чем сила вращения колес – диск не блокируется и торможение безопасно.
Откуда берется износ
На тормозные диски в автомобиле приходятся следующие основные воздействия:
- истирание колодками. Если колодки стираются от торможения, то и диск тоже, хотя и в меньшей степени: это нормальный рабочий режим.
- езда с негодными колодками. Когда у колодок заканчивается рабочий слой, тормозная система начинает «тормозить» об диск металлическими накладками колодок. Симптом – визг и металлический скрежет при торможении. Диски при этом умирают моментально.
- перегрев дисков. Несмотря на то, что тормозные диски выполнены из закаленного металла, агрессивный нагрев и «отпускание» снижают твердость диска, и последующий износ увеличивается.
- деформация диска, искривления диска. Если у тормозного диска изменена рабочая плоскость, то диск начинает заканчиваться сам и очень быстро «съедать» колодки.
Изношенный тормозной диск можно определить двумя способами: визуально и по стоимости расхода колодок.
Грязь, попадающие на диск пыль и камни, летящий гравий, окислы и ржавчина на самом диске, и прочие факторы агрессивной среды могут снизить срок службы диска более чем вдвое от штатного.
При визуальном осмотре поверхность диска должна быть образцово гладкой, чистой, без борозд и колец. На ощупь (если есть такая возможность) никаких шероховатостей и щербин быть не должно. Если таковые обнаружились, вас ждет замена тормозных дисков.
Если у машины срок расхода комплекта колодок при обычной езде уменьшился вдвое или больше, и особенно если их расход неравномерный для разных колес – замена диска ваш выбор.
Факторы риска
Тормозную систему лучше проверять на исправность до дорожного инцидента, а не после. Задайте на следующем СТО вопрос о состоянии дисков. Факторы риска:
- визуальные дефекты диска или суппортов,
- повышенный расход, как указано выше; неравномерный расход колодок,
- посторонние звуки при торможении,
- биение и удары «в педаль», неравномерное нажатие,
- нарушение работы АБС,
- удары в колесо снизу, падения машины в кювет, продолжительная (500+ км) езда по нашему отечественному бездорожью,
- любые ДТП с боковым ударом в колесо, даже мелкие и незначительные,
- любые посторонние вмешательства в подвеску (необходимо проверить геометрию)
В принципе, на любом грамотном СТО, как и на нашем, мастер при обнаружении дефекта скажет вам о его наличии и предложит варианты замены. Пренебрегать советом не следует: может получиться сильно дороже.
Автомобили с ABS/АБС
Отдельно следует упомянуть о влиянии замены задних и передних тормозных дисков на автомобили, оснащенные системой антиблокировки АБС. Особенно это касается водителей, которые с ABS ездят давно и привыкли ею пользоваться:
При изношенных тормозных дисках эффективность и системы АБС, и всей тормозной системы падает до нуля!
Как это происходит. АБС не дает излишним усилием на суппорте заблокировать тормозной диск и перевести автомобиль в занос. Но при дефекте покрытия диска из-за неравномерного распределения усилия сначала усилие сжатия слишком мало для эффективного торможения (и тормозов нет), а потом, когда колодки все-таки прижимаются и схватывают диск, система АБС… отпускает тормоз, чтобы не дать ему заблокировать колесо! В результате тормоз на колесе работает в очень узком диапазоне усилия, которое вы никак не «поймаете» при возникновении опасной ситуации на дороге.
Эта ситуация описана почти в любом руководстве к автомобилю, но кто из водителей, признайтесь, вдумчиво читал и помнит те руководства? И участник дорожного движения продолжает вести автомобиль, не подозревая, что тормозов у его автомобиля уже нет.
Износ дисков на передней оси влияет на ситуацию сильнее, чем износ задних тормозных дисков, из-за распределения массы при торможении. Замену передних тормозных дисков следует рассматривать в первую очередь.
Стоимость замены
Диагностика тормозной системы на СТО Рейсинг Сервис проводится бесплатно!
Стоимость замены тормозных дисков складывается из цены диска и стоимости работ:
- замена диска на СТО Рейсинг Сервис стоит от 1200 рублей.
- сами тормозные диски стоят обычно 1000 - 3000, в зависимости от модели авто
- если замена связана с вопросами к работе тормозов (как обычно и бывает), то потребуются тормозные колодки (1000 - 2000 рублей) и их установка (500 рублей) с заменой тормозной жидкости (800 рублей).
Итого, как мы видим, не самая дорогая процедура для полного возвращения тормозам надежности. Замена тормозных дисков – цена вашей безопасности.
Расходники для вашего автомобиля можно привезти к нам свои, или подобрать и заказать у нас.
Когда и как менять
Получите заключение мастера после бесплатной диагностики тормозной системы. Если подозрения на неисправность, или присутствуют симптомы, указанные выше, то попросите проверить их наличие и воспроизводимость.
При нормальной эксплуатации проверять тормоза следует раз в 3-4 тысячи км пробега. Комплект колодок живет 15-25 тысяч в смешанном режиме, 25-50 в аккуратном городском, но может закончиться сильно раньше из-за проблем с тормозной системой, или из-за агрессивного стиля езды и бездорожья.
Диск при нормальной эксплуатации ходит от 80 до 160 тысяч км, но если были повреждения, то срок сократится до всего нескольких тысяч (именно поэтому надо проверять раз в 3-4 т.км).
Тормозную жидкость следует менять раз в 5-10 тысяч при агрессивной езде, 10-30 при спокойной, и обязательно менять при продолжительных вмешательствах в тормозную систему, при авариях и разгерметизации тормозного контура: тормозная жидкость гигроскопична, и при контакте с окружающим воздухом очень быстро теряет свои свойства.
Если автомобиль оснащен датчиком износа колодок, то к его показаниям следует прислушаться: он получает данные непосредственно от соприкасающихся с диском частей, и «заранее» сигнализировать не может. Принцип его работы основан на изменении сопротивления при стирании проводника внутри самой колодки (для интегрированных датчиков) или размыкании цепи контроля при недостаточном давлении в свободном состоянии (для автомобильного датчика). Показания датчика обычно выведены на приборную панель.